Новости/Новости фонда/Вы здесь

Пенсионный фонд лишил маму ребенка с муковисцидозом пенсии и требовал возврата ранее выплаченных денег

Хотимподелиться небольшойисторией о победе в защите прав пациентов. Имя героини в статье изменено в целях сохранения конфиденциальности.

В 2018 г. Пенсионный фонд отказал в выплате пенсии по уходу за ребенком-инвалидом матери и инициатору создания общественной организации помощи больным муковисцидозом Ирине А. Женщине пришлось обратиться в суд. Отделение ПФР признали, что не правы и даже не подали апелляцию. И хотя история завершилась благополучно, она заняла год времени и не была для мамы ребенка-инвалида легкой.

Ниже мы подробно расскажем обо всех обстоятельствах.

Если кто-то оказался в подобной ситуации как героиня нашей статьи, пишите в «Острова». Мы поделимся шаблонами обращений, расскажем о том, что нужно делать и где можно найти профессиональную юридическую помощь.

Началась эта история в августе 2018 года. Местное отделение Пенсионного Фонда пригласило Ирину на личный приём, в ходе которого ей предъявили решение об обнаружении ошибки в начислении пенсии по уходу за ребенком-инвалидом. Сотрудники отделения ПФР предложили подписать добровольное согласие на возврат средств путем единовременной выплаты или в рассрочку, в случае отказа пригрозив передать дело в прокуратуру.

Ирина была шокирована таким поворотом событий и заявила, что ничего подписывать не будет (и правильно сделала). Выйдя из здания ПФР, почти сразу же она позвонила в фонд «Острова», так как фонд в 2016 г. помогал их инициативной группе в регистрации общественной организации.

«Я не верила в услышанное и считала это каким-то недоразумением» — вспоминает сотрудник фонда Ольга Пылаева — «попросила Ирину вернуться, взять копии или же по возможности сфотографировать все возможные документы – решения, приказы о лишении пенсии, заявление о добровольном возврате и т. п.».

Ирина вернулась в офис ПФР, ей показали бумагу с решением и пояснили, что при отказе от добровольного возврата денежных средств, они передадут материалы в прокуратуру.

Вот как в ПФР устно аргументировали свои претензии:

поскольку Ирина занимается общественной деятельностью, пусть и безвозмездно, как волонтер и мама ребенка-инвалида, она всё равно получает «доход» в размере 0 рублей.

Нужно отметить, что Ирина действительно сдавала в Пенсионный фонд ежемесячную «нулевую» декларацию отчета СЗВ-М (такой отчет в Пенсионный фонд обязана сдавать каждая организация – коммерческая или некоммерческая).

По мнению ПФР несмотря на то, что указываемый доход равен нулю рублей, формально – это всё же доход. Следовательно, пенсия по уходу за ребенком-инвалидом в размере 5 500 рублей должна быть аннулирована. Более того, Ирине пересчитали все сделанные ранее выплаты и заявили, что Ирина должна государству 38 500 рублей за прошлый период. Также женщине указали на то, что она не сможет получать положенные ей по закону выплаты и в будущем.

Аргументы Ирины, основанные на предъявленном уставе общественной организации и протоколе об избрании её председателем на добровольной основе, не были приняты Пенсионным фондом к рассмотрению по существу.

Хотим отметить, что подобная история не единична. Мы сталкивались с подобными ситуациями и в других регионах. Поэтому о том, что нужно делать, уже знали. «Во-первых, я предложила Ирине помощь в составлении встречного письма в ПФР с просьбой детально разъяснить ситуацию и обосновать свое решение. Наверняка, они тоже заинтересованы разобраться в недоразумении. Во-вторых, я сразу настроила Ирину, что затягивать ситуацию нельзя, и если не удастся оперативно разрешить её путем переговоров, необходимо будет обратиться в суд.»

Собственно, так оно и вышло: судебное разбирательство по этому делу было назначено на март 2019 года.

В других регионах при возникновении подобного рода ситуаций личный прием проходил в более мирном ключе. Как правило, руководителей НКО сотрудники ПФР просили принести документы, которые чётко и ясно показывали, что они не являются работниками и денег за свою трудовую деятельность не получают.

Это и правда общественная деятельность по защите прав детей, люди занимаются этим абсолютно безвозмездно.

Все, кто сталкивался с муковисцидозом, знают о ежемесячных тратах на лекарства, не входящие в льготное обеспечение – они не маленькие. Кроме того, родители вынуждены каждые полгода покупать расходные материалы к ингаляторам, оплачивать анализы на мокроту 3-4 раза в год. Все это выливается в приличную сумму, тратить приходится по 6-12 тысяч рублей в месяц, а порой и больше. Пособие в 5,5 тысяч рублей существенно помогает семье – именно этих-то денег и пытался лишить Пенсионный фонд, призванный поддерживать родителей детей с ограничениями в здоровье.

К сожалению, мирные переговоры с отделением ПФР к удовлетворительному результату не привели – сотрудники ведомства продолжали настаивать на своём. Судебное исковое заявление нам помогли составить адвокаты – наши верные партнеры уже много лет. Также мы нашли местного адвоката, который представлял интересы Ирины в суде. Стоит отметить, что в подобных делах грамотно составленное исковое заявление крайне важно для рассмотрения дела по существу.

В июле 2019 года состоялся суд. Сразу же, в первой судебной инстанции, по ходу разбирательства было признано, что требования ПФР о приостановлении компенсационной выплаты незаконны и пенсионная выплата должна быть возобновлена с 1-го августа 2019 года. Решение суда Ирина получила в конце августа.

В октябре 2019 года отделение ПФР исполнило решение суда и выплатило всю удержанную за год пенсию. Целый год семья жила, вынужденно сократив свои расходы, в тревоге о том, что справедливость будет на их стороне.

Печально, что похожие ситуации случаются в российской практике. Пенсионный фонд, оказывается, может идти против граждан, занимающихся социально-ориентированной деятельностью, не стремясь урегулировать ситуацию до обращения в суд. Ирина взяла на себя общественные обязанности и делала это безвозмездно, из своей неравнодушной гражданской позиции и желания создать лучшие условия своему ребёнку и другим детям. Но оказалась из-за этого более уязвимой.

В благотворительном фонде “Острова” нет штатного юриста, но мы стараемся помочь в каждой такой ситуации. И сами просим профессиональной помощи, например, в адвокатском бюро, имеющем практику услуг pro bono. Нам важно защитить права пациентов с муковисцидозом или людей, организаций, которые взяли на себя непростую общественную работу.

И если кто-то оказался в подобной ситуации как героиня нашей статьи Ирина А., пишите в «Острова» – мы поделимся шаблонами обращений, расскажем о том, что нужно делать и где можно найти профессиональную юридическую помощь.

29.11.2019